Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 Доб. 448Москва и область +7 (812) 426-14-07 Доб. 773Санкт-Петербург и область
В течении какого срока нужно забрать готовую справку о несудимости > Гражданство > 6 правовой статус государственного муниципального унитарного предприятия

6 правовой статус государственного муниципального унитарного предприятия

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 сентября , печатный экземпляр отправим 25 сентября. Автор : Гулевская Ирина Андреевна. Дата публикации : Гулевская И.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Артеменков, доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА, кандидат юридических наук. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября г. Ряд вопросов до появления этого Закона либо решался на подзаконном уровне, где не было единообразия, либо вообще оставался открытым. Уже гл. I кроме определения унитарного предприятия и ряда норм, отражающих признаки юридического лица, содержит ряд новелл, которые не только во многом меняют правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий, но и способны оказать существенное влияние как на количество таких предприятий, так и на сферу их деятельности.

К примеру, п. Следует отметить, что до принятия Закона и внесения соответствующих изменений в ГК п. При этом правовое положение дочернего унитарного предприятия не регулировалось ст. Такие отличия обусловлены спецификой самого унитарного предприятия как субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, за исключением общих положений, содержащихся в п. В частности, нормативно не были определены объем прав, пределы и характер зависимости дочернего предприятия перед учредителем и собственником.

Существовавший пробел в законодательстве до принятия Закона восполнялся путем обращения к нормам ГК и иных актов, касающихся унитарных предприятий. Так, п.

Редакция этой статьи ФЗ "О финансово-промышленных группах" не претерпела изменений и сегодня, однако она в части, касающейся дочерних предприятий, не подлежит применению на основании п. Что касается решения остальных вопросов, неизменно возникавших при существовании дочерних предприятий, то законодатель предпочел на них не отвечать, а исключил возможность создания дочерних юридических лиц государственными предприятиями.

Причем в отношении уже существующих образований подобного рода Закон не оставил выбора их дальнейшей судьбы, установив в п.

Нетрудно предсказать, что следующим шагом будет появление большого числа структурных подразделений предприятий - представительств и филиалов. Очевидно, что таким образом законодатель стремится ужесточить контроль за деятельностью предприятий, в том числе за использованием принадлежащего им на праве хозяйственного ведения имущества, а с учетом норм ГК и п.

Такие нормы, с одной стороны, могут выглядеть более привлекательными для контрагентов предприятий, что, в свою очередь, способно увеличить долю их участия в имущественном обороте; с другой стороны, эти же нормы представляют и серьезную опасность для создавших структурные подразделения предприятий, когда в качестве мер по обеспечению требований к филиалу, находящемуся на значительном расстоянии от основного предприятия, может, к примеру, накладываться арест на расчетный счет самого предприятия.

Причем эта опасность настолько серьезная, что может привести к уходу предприятий с отдельных рынков. Следующей важной новеллой является возможность, согласно п. Следует отметить, что существование казны субъектов Федерации и казны муниципальных образований, в соответствии с п.

Такие допущения делались и в науке. Хотя в то же время исследователями отмечалось несоответствие казенных предприятий объектам местной инфраструктуры и функциям муниципальных образований. Однако законодатель пошел по другому пути. Проблемы правового регулирования государственного имущества в хозяйственном обороте.

Права на имущество юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Здесь же необходимо сказать, что, несмотря на п. В этом же Указе п. Из такой возможности исходила и Московская городская Дума, 20 сентября г. Приложение N 4 к этой программе, определяющее перечень предприятий, рекомендуемых к преобразованию, в том числе в казенные предприятия, содержит наименования организаций Москвы в основном научно-исследовательского профиля. Соответственно с законодательным закреплением возможности создания казенных предприятий субъектов Федерации и муниципальных казенных предприятий к Правительству РФ как к органу, полномочному принимать решение об учреждении казенного предприятия, добавились уполномоченный орган субъекта Федерации и орган муниципального образования п.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности публичных образований различных уровней, не допускается. Закон определил случаи и цели создания государственных и муниципальных предприятий. Первое, что выглядит очевидным, - это схожесть, а в отдельных случаях и тождественность целей создания предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий, что оставляет широкие возможности для усмотрения собственника в выборе конкретной формы публичного предпринимательства.

Пожалуй, одним из немногих действительно существенных отличий в этой части является то, что в случае необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств предусматривается создание именно казенных предприятий. И хотя на сегодняшний день в подобных сферах действует и достаточно предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, указание на такую специфику именно казенных предприятий послужит лишним аргументом для того, кто отстаивает тезис о некоммерческой сущности данных юридических лиц.

Второе, что следует сказать, - это недостаточная определенность целей создания предприятий, а в отдельных случаях - нечеткость используемых понятий. Так, Закон о ГУП отсылает к другим федеральным законам, устанавливающим виды деятельности, предусмотренные только для государственных предприятий. Необходимость создания казенных предприятий в том случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, оказываемых услуг предназначена для государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования, также недостаточно ясна.

Например, если что такое "преобладающая часть производимой продукции", понятно, то что такое "часть значительная", едва ли можно сказать однозначно. Безусловно, установление закрытого перечня случаев создания государственных предприятий едва ли возможно, да и вряд ли в том есть необходимость, однако более четкое определение используемых понятий было бы не лишним.

Пункт 2 ст. Таких документов всего три: решение уполномоченного органа о создании; устав; сведения о создании и стоимости имущества. По каким-то причинам не указано о документе об оплате государственной пошлины. Специальной по отношению к ст. Закон о ГУП п. В казенном предприятии уставный фонд, согласно п. Что касается уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, то и здесь есть некоторые изменения по сравнению с ГК.

Ранее поэтапное формирование уставного фонда для предприятий не допускалось: в соответствии с п. Закон же в п. Это нововведение вполне оправданно, поскольку если в уставный фонд вносится недвижимое имущество, то моментом его внесения следует считать момент государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на недвижимость, на которую, естественно, необходимо время.

Здесь, кстати, не вполне корректной представляется формулировка п. Между тем ГК вполне определенно дифференцирует юридические факты передачи и регистрации, ведущие к возникновению права п. Единственное ограничение, установленное для предприятий, уставный фонд которых на момент регистрации не сформирован полностью, заключается в том, что предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением, до момента завершения формирования уставного фонда п.

Речь идет о п. Редакция указанной нормы с использованием слов "может быть" вызывала ее неоднозначное толкование. Одни исследователи полагали, что в рассматриваемой ситуации предприятие подлежит ликвидации, тем самым, по сути, не допуская иного решения.

Другие считали, что учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно: пополнить размер чистых активов до необходимого уровня. Попутно заметим, что вторая точка зрения была более оправданной, несмотря на то что такой механизм ГК прямо не предусматривался. Часть 1. Сергеева, Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой под ред. Садикова включен в информационный банк согласно публикации - М.

Законодатель подтвердил правоту последней позиции, предоставив в п. На тот случай, если он этого не сделал, в этой же норме установлена его императивная обязанность принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия. Однако в п. Причем последствия и в такой ситуации, и в случае уменьшения уставного фонда установлены одинаковые: право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

Только в случае уменьшения уставного фонда указанное право кредиторов будет основываться на п. Статьей 16 Закона предусмотрена обязанность предприятия причем безотносительно к его виду по формированию резервного фонда. Однако, в отличие от ФЗ "Об акционерных обществах", Закон о ГУП не предусматривает никаких параметров его размера и отсылает к уставу предприятия. Указано лишь, что резервный фонд создается из остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли.

В случае отсутствия такой прибыли никаких последствий неформирования резервного фонда Закон не предусматривает. Следует отметить, что в Законе о ГУП наконец-то появился императив о ежегодном перечислении предприятием в бюджет части прибыли. Ранее на законодательном уровне п. Обязанность же по перечислению части прибыли на федеральном уровне появилась лишь в г. Чуть ранее, в г. Оба документа содержат положения о перечислении части прибыли предприятия в бюджет города п.

Распределение прибыли казенных предприятий определяется Правительством РФ, и на сегодняшний день существует порядок, в соответствии с которым прибыль, полученная федеральным казенным предприятием, направляется на производственные цели и социальное развитие по ежегодно устанавливаемым Правительством РФ нормативам.

Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на эти цели, подлежит изъятию в федеральный бюджет. Так, предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества ст.

И без того широкий перечень дополняется запретом без согласия собственника принимать решение об участии в коммерческих или некоммерческих организациях любым имуществом, а не только недвижимым, как это было предусмотрено п. Однако и существующее положение нельзя принять безоговорочно. Оговорка заключается не только в указанном выше принципе, но и в формально остающихся правах прежнего собственника, которые, хотя и не без затруднения в представлении о возможности их реального осуществления, все же обнаруживают себя при толковании ст.

Распоряжение вкладом долей , а также акциями, принадлежащими унитарному предприятию, также осуществляется только с согласия собственника. Следует отметить, что в отношении участия в иных организациях законодатель не делает отличия между предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и казенными предприятиями.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря г. N "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", принятым во исполнение Закона о ГУП, детализируется ряд функций органов исполнительной власти.

При этом отдельно обращено внимание на то, что согласование сделок с недвижимым имуществом, решение об участии в коммерческих и некоммерческих организациях, заключение договора простого товарищества, согласование распоряжения вкладом долей или акциями осуществляется Министерством имущественных отношений. Пунктом 3 ст. Сделки, совершенные предприятием с нарушением этого требования, ничтожны.

До принятия Закона практика исходила из применения в данном случае ст. Следует отметить, что Закон должен привести к упорядочению квалификации подобных сделок, поскольку ранее суды при возникновении спорных вопросов опирались на Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в п.

Во-первых, непонятно, по каким основаниям Пленум ВАС ограничивает собственника в возможности распоряжения своим имуществом и о несоответствии требованиям какого закона или иных правовых актов ст.

Во-вторых, весьма затруднительно представить ситуацию, когда действия предприятия по отчуждению имущества не привели бы к невозможности использования этого же имущества по целевому назначению прежним собственником. В отношении распоряжения имуществом казенного предприятия законодатель допускает определенную неточность в использовании понятий.

Так, абз.

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия далее также - унитарное предприятие , права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Организация , не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам долям, паям , в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в ст.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам долям, паям , в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам долям, паям , в том числе между работниками предприятия ст. N ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Следует иметь ввиду, что:. Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:. Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой специальной правоспособностью абз. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия далее также - унитарное предприятие , права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. Статья 2. Унитарное предприятие Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 мая г. N ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения См.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий Действующим российским законодательством среди прочих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности предусмотрена возможность создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом следует отметить, что ГК РФ относит данные хозяйствующие субъекты к числу коммерческих организаций.

Артеменков, доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА, кандидат юридических наук. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября г. Ряд вопросов до появления этого Закона либо решался на подзаконном уровне, где не было единообразия, либо вообще оставался открытым. Уже гл.

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении. Косякова Наталия Ивановна. Правовое положение государственного унитарного предприятия : Дис. Государственная регистрация прав государственного унитарного предприятия на недвижимое имущество

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ЛЕКЦИЯ 9. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам долям, паям , в том числе между работниками предприятия ст. N ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Следует иметь ввиду, что:. Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:.

Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников. Дрыга Максим Анатольевич. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий : Дис. Глава I. Государственное унитарное предприятие как субъект административных правоотношений Глава II. Система органов управления государственными унитарными предприятиями Глава III.

6 ст. ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и .

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий Действующим российским законодательством среди прочих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности предусмотрена возможность создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом следует отметить, что ГК РФ относит данные хозяйствующие субъекты к числу коммерческих организаций. Во-первых, данная форма хозяйственной деятельности базируется на публичной - государственной или муниципальной - собственности, тогда как иные коммерческие организации действуют на основе частной формы собственности.

В целях выяснения особенностей заключения, изменения и расторжения договора с руководителем предприятия, одной из задач данного исследования является рассмотрение особенностей правового статуса унитарных предприятий. В соответствии со ст. При этом имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам долям, паям , в том числе между работниками предприятия.

Гражданский кодекс. Купить систему Заказать демоверсию. Основные положения об унитарном предприятии. Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК и Федеральным законом от

А втономная некоммерческая организация высшего профессионального образования. Специальность Менеджмент организации Тема: Понятие и особенности правового статуса. Вахрушева Наталья Сергеевна фамилия, имя отчество.

Государство, его субъекты и муниципальные образования создают коммерческие организации в формах унитарных предприятий, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом. Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам долям, паям , в т. Особенностью унитарных предприятий является специальная уставная правоспособность. В учредительных документах таких предприятий должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений, обязательных для уставов всех юридических лиц, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Нельзя объять необъятное. Государство сохранило в своем ведении наиболее важные для страны производства, в первую очередь — военно-промышленный комплекс, социально значимые объекты, убыточные предприятия. Основную юридическую конструкцию государственного публичного участия в экономических отношениях законодатель сохранил прежнюю — организационно-правовую форму унитарного предприятия. На договорной основе предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации н другие объединения.

Комментариев: 5
  1. malkave

    ДА, вариант хороший

  2. Вышеслав

    Да, звучит заманчиво

  3. bowsbilbfu

    Это ценное сообщение

  4. Кузьма

    Ваша идея очень хороша

  5. Елизар

    Так бывает. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM.

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

Интернет-журнал, посвященный бытовым правовым вопросам. Мы ставим перед собой простую цель: бесплатно, достоверно и простым языком ответить на большинство правовых вопросов, возникающих в повседневной жизни.
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
© 2018 Юридическая консультация.